Цели:
- закрепить знания и умения учащихся в устных и письменных вычислениях в пределах тысячи;
- развивать внимание, смекалку, быстроту устного счёта;
- на примере стихотворений Г. Тукая воспитать у учащихся любовь к родному языку, к труду, к животным, формировать познавательную самостоятельность учащихся;
- развивать познавательный интерес, интеллект учащихся;
- актуализировать знания учащихся о великом национальном поэте Г. Тукае и его творчестве;
- формировать навыки коллективного творчества, труда. Оборудование:
портрет Г. Тукая; иллюстрации к его произведениям; выставка книг; толковые словари русского языка; карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Постановка целей урока.
Учитель:
- (показывает портрет Г. Тукая.). Кто это? Что вы знаете о нём? (Ответы детей).
- Да, ребята. Это великий татарский поэт Г. Тукай, чьё 122 летие мы будем отмечать в апреле этого года. Г. Тукай написал очень много замечательных произведений: сказок, стихотворений, басен. Сегодня мы вспомним некоторые из них, проверим ваши знания по математике по теме «Сложение и вычитание в пределах тысячи». Проверим необычно. Проведём урок в форме игры. Вы, как команда знатоков, будете играть против учителя. Правила игры таковы: за каждое правильно выполненное задание вы получаете балл. Если же вы не сможете справиться с заданием, балл получу я.
Работайте дружно, думайте, будьте внимательны. Удачи вам!
Баллы мы будем отмечать на табло. Что означает это слово? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка.
II. Словарно–лексическая работа.
Работа с толковыми словарями.
Табло – (французское слово картина, изображение) контрольная доска или щит с различными условными изображениями, световыми и другими сигнальными устройствами, показывающими состояние контролируемого объекта.
III. Работа по теме.
Формирование умений и навыков.
1. Игра.
I задание.
- На доске дана таблица разности чисел. Правильно заполнив клетки вы сможете открыть строчку одного стихотворения Г. Тукая. Вспомним компоненты разности (уменьшаемое, вычитаемое, разность.). Заполняя данную таблицу, мы будем открывать слова.
c |
490 |
|
200 |
|
d |
70 |
500 |
|
600 |
c-d |
|
280 |
80 |
350 |
Ответы: 420-язык, 780-о, 120-родной, 950-певучий.
(Ученики решают примеры. Маркером пишут на таблице ответы, открывают слова).
- Ребята, какая строчка у нас получилась?
Чтение строки:
О язык родной, певучий! -
Из какого стихотворения Г. Тукая, эта строчка?
(Ответы учащихся).
- Да, ребята. Это строчка из стихотворения Г. Тукая «Туган тел» - «Родной язык».
2. Учитель выразительно читает стихотворение Г. Тукая «Родной язык».
3. Подведение итога I задания.
- На табло у нас появилась цифра 1. Счёт: 1:0 в пользу класса.
4. – Молодцы, ребята! Вы неплохо справились с I заданием, теперь приступаем ко II заданию.
Физкультурная минутка.
Мы работали серьёзно,
Надо нам и отдохнуть.
А для этого привстанем.
Звучит музыка.
(Внимание ребят направляется на различные бабочки, расположенные в разных уголках классной доски).
- Давайте, ребята ,не поворачивая голову, только переводя взгляд от одной бабочки на другую, посмотрим на бабочек: смотрим на красную, затем глаза переведём на жёлтую, поднимем взгляд на оранжевую, переведём на синюю. И остановим взгляд на фиолетовой. А теперь все вместе полетели, как бабочки, закружились и присели.
- В каком стихотворении Тукая героиней является бабочка? (Ответы учащихся).
- Да, это стихотворение «Бала белән күбәләк».
II задание.
На доске даны числа: 520, 71, 135, 84, 97, 315, 106, 351.Внимательно посмотрите на них и подумайте, чем они отличаются друг от друга? А теперь задание. Если вы правильно выполните это задание, то вы отгадаете название сказочной поэмы Тукая.
Найдите сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры.
Проверь себя: в записи числа, полученного в результате сложения, используются цифры 0, 1, 8. Каждой цифре соответствует слог. Собрав из этих слогов слово, вы узнаете название сказочной поэмы.
Ответ: 8- Шу, 0- ра, 1- ле.
За правильный ответ вы получаете ещё 1 очко.
III задание.
Входит Водяная- «Держи вора! Стой, негодный, погоди!
Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!»
Учитель:- Ой, ребята, кто эта такая? Вы узнали её?
(Ответы учащихся).
Водяная: -Ребята, это не вы уронили? Я нашла этот конверт по дороге, когда бежала за мальчиком в поисках своего гребешка. Учитель: - Давайте посмотрим, что в нём. (Учитель открывает конверт). Здесь оказывается есть задача. Ребята, давайте попробуем решить её.
Читается условие:
Чтобы добраться до тёмных лесов, где обитают тукаевские Шурале и джины, нужно преодолеть расстояние от Сабов до Казани. Оно составляет 100 км., от Казани до Кырлая 70 км. Какое расстояние нам нужно проехать, чтобы добраться до Кырлая? (Ученики решают задачу).
В Кырлай есть и другой, более прямой маршрут. Он проходит через Арск. По этой дороге от Сабов до Кырлая 80 км. На сколько короче II путь по сравнению с I? 170 – 80 = 90 км.
-Ребята, Тукаево- Кырлаево - наша гордость, наша святыня. Поэтому каждый из нас хоть раз в своей жизни должен побывать в этих священных местах, соприкоснуться с нашим прошлым. За правильное решение этой задачи вы получаете ещё одно очко.
И счёт становится: 4:0 в вашу пользу.
В игре, таким образом, победила знание, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь.
IV. Итог урока.
Что мы сегодня повторили? Что нового узнали? (Ответы учащихся). -Мы вспомнили сегодня изученное в начале года на уроках татарского языка и математики. Встретились с героями стихотворений Г.Тукая. Прочитали их в переводе на русский язык. Некоторые книги поэта представлены на этой выставке. Вы сможете с ними познакомиться. С произведениями Г. Тукая вы встретитесь и в старших классах. А наш сегодняшний урок мы завершим песней "Туган тел», ставший гимном татарского народа. (Хором исполняется песня «Туган тел» ).
-Урок закончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.
Все –молодцы!
|