Цели:
формировать навыки выразительного чтения, учить чувствовать слово, видеть художественно-изобразительное средство поэта;
учить видеть чувства лирического героя, его внутренний мир;
развивать монологическую речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся;
воспитывать вдумчивого читателя, чуткого, восприимчивого к окружающему миру, воспитывать эстетический вкус.
Тип урока:
изучение нового материала.
Метод:
продуктивный, частично-поисковый.
Форма:
интегрированный урок.
Дидактическое пространство:
компьютерная презентация, проектор, памятки к уроку.
Ход урока.
1. Приветствие учителя. Постановка цели.
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством одного из величайших поэтов России – а теперь ясно и мира – Михаила Юрьевича Лермонтова.
Нам предстоит понять и воспринять его стихотворение «Парус». Но вы знаете, чтобы понять произведения, надо знать жизнь поэта.
2. Рассказ ученика о поэте.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 (по старому стилю – 3) октября 1814 года и вскоре был увезен в имение его бабушки – Тарханы Пензенской губернии. Ребенку шел третий год, когда умерла его мать. Отец вынужден был расстаться с сыном, и мальчик остался с бабушкой. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал:
Ужасная судьба отца и сына
– Жить розно и в разлуке умереть...
Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме постоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Мишель – так называли его дома – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. Друзья вспоминали, что он был небольшого роста, но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь.
Как было принято в дворянских семьях, бабушка приглашала учителей, и Лермонтов учился дома. С детства он овладел французским и немецким языками так же свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепиано. В доме была хорошая библиотека, и мальчик познакомился с произведениями русских и европейских писателей, а особенно полюбил Пушкина. Лермонтов хорошо рисовал, любил лепить из крашеного воска.
С живым интересом слушал Лермонтов песни дворовых девушек про Ивана Грозного и волжских разбойников, воспоминания свидетелей пугачевщины и участников Отечественной войны 1812 года.
Навсегда запечатлелись в памяти ребенка картины природы Пензенского края – разливы рек, широкие поля и луга, дремучие леса, курганы – свидетели старины. Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве:
И вижу я себя ребенком; и кругом –
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей...
Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кавказ лечиться. Незабываемые впечатления оставили в душе мальчика и поездки через всю Россию в карете, которые длились около месяца, и величественная природа Кавказа, и рассказы о свободолюбивых горцах. Позднее он писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе».
Когда Лермонтову исполнилось тринадцать лет, Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы он продолжил учение. Он поступил сразу в четвертый класс университетского Благородного пансиона. Это была замечательная школа, где преподавали лучшие профессора Московского университета. Особенно любили воспитанники словесность, которую вел известный поэт и переводчик Семен Егорович Раич. Собираясь в его комнате при библиотеке, мальчики читали и обсуждали произведения писателей и собственные пробы пера, выпускали рукописные журналы. Глубокое впечатление производили на воспитанников вдохновенные лекции Алексея Федоровича Мерзлякова – профессора и поэта, автора многих песен и романсов, в том числе песни «Среди долины ровныя...», которая стала народной.
Из деревни Лермонтов привез тетрадь со стихами. Там были переписанные им стихотворения французских поэтов на темы греческих мифов, поэмы Пушкина и Байрона. А вскоре появляются его собственные стихи, которые становятся для него дневником. Важнейшие впечатления, мысли о жизни воплощаются в поэтических образах: «В уме своем я создал мир иной и образов иных существованье...»
3. Работа над стихотворением «Парус».
История написания стихотворения.
Проучившись в пансионе два года, в 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет. Это было тревожное время: во Франции разразилась революция, в России – крестьянские бунты. Бурлила жизнь и в университете. В небольшом особняке на Малой Молчановке, где жил Лермонтов вместе с бабушкой, часто собирались его друзья, они вели страстные споры обо всем, что их волновало, – о судьбах родины, о свободе, о дружбе и любви, о том, для чего живет человек.
Вскоре жизнь Лермонтова резко переменилась. Ему пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Это был трудный перелом. Оставлено все, что поэт любил, впереди – неизвестность. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни создано стихотворение «Парус».
1832 год. Холодное Балтийское море, на берегу которого восемнадцати летний Лермонтов напишет своё стихотворение «Парус» и пошлёт его Вареньке Лопухиной, чей образ был милее всех на свете. Но читатели увидят это стихотворение лишь в 1841 году, после смерти поэта. С тех пор оно станет самым популярным.
Учитель: - Сейчас я прочту это стихотворение, а вы проследите за авторской мыслью.
- Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
- Чем обычно поражает человека море и почему многие так его любят? Каким вы представляете себе море?
(Учащиеся делятся своими впечатлениями о море)
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным,
Задумчивым, даже смешным.
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль – оно тихое – море.
В бурю бушует и даже рычит.
Белое море, чёрное море
Тайны в себе оно вечно хранит.
Звучит отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.
Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Физкультминутка. От зелёного причала оттолкнулся пароход,
Он назад шагнул сначала, а потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по морю, набирая полный ход.
- Близость моря всегда волнует человека величественным простором. Море удивляет своей изменчивостью и непостоянством. Красота моря, его непостоянство, его могущество, сила всегда поражают. Возле моря трудно думать о вещах мелких, обычных, хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном.
- Что же видит и о чём размышляет Лермонтов?
- Как рисует поэт море и парус?
Давайте найдём строки, рисующие живописные картины моря и паруса. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Играют волны, ветер свищет
И мачта гнётся и скрипит…
Под ним струя светлей лазури
Над ним луч солнца золотой.
- Какие чувства вызывает эта картина?
(Картина мажорна звучным и решительным звоном стиха, яркостью красок, стремительностью движения парусника. Ничто его не останавливает).
Перечитаем строки: Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, что слова не такие уж простые. Они подчинены стихотворному ритму и стали поэтическими. Здесь эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова. Благодаря этому мы особое внимание обратим на слово одинокий, которое создает настроение.
Выпишем все остальные строки.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Во всех этих строках ярко высвечивается парус. Ему не нужна спокойная красота моря. - Чего ж он ищет? (Бурю).
- Поэт говорит о парусе как о живом существе. Почему Лермонтов подобрал своему парусу эпитет «мятежный»? (Он любит бурю, он один, а не боится бури).
- Итак, какова же идея этого стихотворения? Он не удовлетворяется спокойной жизнью, любит напряжение сил, борьбу. Это и мятежный протест самого поэта, и его жажда бури. Вид паруса в море вызвал у Лермонтова размышление о жизни человека. Он видел парус, а сам вспоминал таких же гордых, одиноких и мятежных людей. Гордился ими и сочувствовал им. Определим, каким размером написано стихотворение?
- Обозначим ударные слоги и безударные слоги. Составим схему их расположения в строках. Итак, стихотворение написано четырёхстопным ямбом (первый безударный, второй ударный слог).
- А теперь посмотрите на акварель Лермонтова «Парус» и сравните со стихотворением. Что роднит их?
«Парус» восхищает своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. Оно невелико – всего три четверостишия. В нем, прежде всего – образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус – это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе – стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты – «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта. В заключение урока звучит песня Погудина на стихи Лермонтова. Домашнее задание: выучить наизусть «Парус».
|