Пятница
03.05.2024
08:55
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Икшурминская СОШ имени Байкиева К.С.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Урок изучение нового материала по литературе «А он, мятежный, просит бури».
    Цели:
      формировать навыки выразительного чтения, учить чувствовать слово, видеть художественно-изобразительное средство поэта;
      учить видеть чувства лирического героя, его внутренний мир;
      развивать монологическую речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся;
      воспитывать вдумчивого читателя, чуткого, восприимчивого к окружающему миру, воспитывать эстетический вкус.
    Тип урока:
     изучение нового материала.
    Метод:
    продуктивный, частично-поисковый.
    Форма:
    интегрированный урок.
    Дидактическое пространство:
    компьютерная презентация, проектор, памятки к уроку.
    Ход урока.
    1. Приветствие учителя. Постановка цели.
        Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством одного из величайших поэтов России – а теперь ясно и мира – Михаила Юрьевича Лермонтова.
       Нам предстоит понять и воспринять его стихотворение «Парус». Но вы знаете, чтобы понять произведения, надо знать жизнь поэта.
    2. Рассказ ученика о поэте.
    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 (по старому стилю – 3) октября 1814 года и вскоре был увезен в имение его бабушки – Тарханы Пензен­ской губернии. Ребенку шел третий год, когда умер­ла его мать. Отец вынужден был расстаться с сыном, и мальчик остался с бабушкой. Ссора самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребен­ка. Позже он писал:
                            Ужасная судьба отца и сына
                            – Жить розно и в разлуке умереть...
    Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. В доме по­стоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами игра­ли, строили снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Мишель – так называли его дома – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, вер­ность в дружбе. Друзья вспоминали, что он был не­большого роста, но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь.
       Как было принято в дворянских семьях, бабушка приглашала учителей, и Лермонтов учился дома. С детства он овладел французским и немецким языками так же свободно, как русским, изучал историю, гео­графию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепиано. В доме была хорошая биб­лиотека, и мальчик познакомился с произведениями русских и европейских писателей, а особенно полю­бил Пушкина. Лермонтов хорошо рисовал, любил ле­пить из крашеного воска.
       С живым интересом слушал Лермонтов песни дво­ровых девушек про Ивана Грозного и волжских раз­бойников, воспоминания свидетелей пугачевщины и участников Отечественной войны 1812 года.
       Навсегда запечатлелись в памяти ребенка карти­ны природы Пензенского края – разливы рек, ши­рокие поля и луга, дремучие леса, курганы – сви­детели старины. Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов с нежностью и грустью вспоминал о сво­ем детстве:
                   И вижу я себя ребенком; и кругом –
                   Родные все места: высокий барский дом
                   И сад с разрушенной теплицей...
        Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кав­каз лечиться. Незабываемые впечатления оставили в душе мальчика и поездки через всю Россию в каре­те, которые длились около месяца, и величественная природа Кавказа, и рассказы о свободолюбивых гор­цах. Позднее он писал: «Синие горы Кавказа, привет­ствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили ме­ня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе».
        Когда Лермонтову исполнилось тринадцать лет, Елизавета Алексеевна переехала с внуком в Москву, чтобы он продолжил учение. Он поступил сразу в четвертый класс университетского Благородного пан­сиона. Это была замечательная школа, где препода­вали лучшие профессора Московского университета. Особенно любили воспитанники словесность, которую вел известный поэт и переводчик Семен Егорович Раич. Собираясь в его комнате при библиотеке, мальчики читали и обсуждали произведения писателей и собственные пробы пера, выпускали рукописные журналы. Глубокое впечатление производили на вос­питанников вдохновенные лекции Алексея Федорови­ча Мерзлякова – профессора и поэта, автора многих песен и романсов, в том числе песни «Среди долины ровныя...», которая стала народной.
       Из деревни Лермонтов привез тетрадь со стихами. Там были переписанные им стихотворения француз­ских поэтов на темы греческих мифов, поэмы Пушки­на и Байрона. А вскоре появляются его собственные стихи, которые становятся для него дневником. Важ­нейшие впечатления, мысли о жизни воплощаются в поэтических образах: «В уме своем я создал мир иной и образов иных существованье...»
    3. Работа над стихотворением «Парус».
       История написания стихотворения.
       Проучившись в пансионе два года, в 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет. Это было тревожное время: во Франции разразилась ре­волюция, в России – крестьянские бунты. Бурлила жизнь и в университете. В небольшом особняке на Малой Молчановке, где жил Лермонтов вместе с ба­бушкой, часто собирались его друзья, они вели стра­стные споры обо всем, что их волновало, – о судь­бах родины, о свободе, о дружбе и любви, о том, для чего живет человек. 
        Вскоре жизнь Лермонтова резко переменилась. Ему пришлось уйти из университета, переехать в Пе­тербург и поступить в военную школу. Это был труд­ный перелом. Оставлено все, что поэт любил, впере­ди – неизвестность. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. В эти дни создано стихотворение «Парус».
        1832 год. Холодное Балтийское море, на берегу которого восемнадцати летний Лермонтов напишет своё стихотворение «Парус» и пошлёт его Вареньке Лопухиной, чей образ был милее всех на свете. Но читатели увидят это стихотворение лишь в 1841 году, после смерти поэта. С тех пор оно станет самым популярным.
        Учитель: - Сейчас я прочту это стихотворение, а вы проследите за авторской мыслью.
    - Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
    - Чем обычно поражает человека море и почему многие так его любят? Каким вы представляете себе море?
    (Учащиеся делятся своими впечатлениями о море)
                     Море бывает печальным,
                     Весёлым и грустным,
                     Задумчивым, даже смешным.
                     Синим, оранжевым, красным,
                     Бордовым, бирюзовым и голубым.
                     В штиль – оно тихое – море.
                     В бурю бушует и даже рычит.
                     Белое море, чёрное море
                     Тайны в себе оно вечно хранит.
        Звучит отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».    
        Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.
        Оно меняется на глазах каждый час.
        То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиго­вым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То на­летает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дель­фина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пу­шечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит брон­зой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих простран­ствах.
    Физкультминутка.   От зелёного причала оттолкнулся пароход,
                                    Он назад шагнул сначала, а потом шагнул вперёд.
                                    И поплыл, поплыл по морю, набирая полный ход.
        - Близость моря всегда волнует человека величественным простором. Море удивляет своей изменчивостью и непостоянством. Красота моря, его непостоянство, его могущество, сила всегда поражают. Возле моря трудно думать о вещах мелких, обычных, хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном.
     - Что же видит и о чём размышляет Лермонтов?
     - Как рисует поэт море и парус?
    Давайте найдём строки, рисующие живописные картины моря и паруса.                   Белеет парус одинокий
                                  В тумане моря голубом!..
                                  Играют волны, ветер свищет
                                  И мачта гнётся и скрипит…
                                  Под ним струя светлей лазури
                                  Над ним луч солнца золотой.
    - Какие чувства вызывает эта картина?
    (Картина мажорна звучным и решительным звоном стиха, яркостью красок, стремительностью движения парусника. Ничто его не останавливает).
        Перечитаем строки:                  Белеет парус одинокий
                                                       В тумане моря голубом!..
        Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, что слова не такие уж простые. Они подчинены стихотворному рит­му и стали поэтическими. Здесь эпитеты стоят на необычном мес­те, после определяемого слова. Благодаря этому мы особое внима­ние обратим на слово одинокий, которое создает настроение.
                                    Выпишем все остальные строки.
                                    Что ищет он в стране далёкой?
                                    Что кинул он в краю родном?..
                                    Увы, он счастия не ищет,
                                    И не от счастия бежит…
                                    А он, мятежный, просит бури,
                                    Как будто в бурях есть покой!
      Во всех этих строках ярко высвечивается парус. Ему не нужна спокойная красота моря. - Чего ж он ищет? (Бурю).
     - Поэт говорит о парусе как о живом существе. Почему Лермонтов подобрал своему парусу эпитет «мятежный»? (Он любит бурю, он один, а не боится бури).
    - Итак, какова же идея этого стихотворения? Он не удовлетворяется спокойной жизнью, любит напряжение сил, борьбу. Это и мятежный протест самого поэта, и его жажда бури. Вид паруса в море вызвал у Лермонтова размышление о жизни человека. Он видел парус, а сам вспоминал таких же гордых, одиноких и мятежных людей. Гордился ими и сочувствовал им. Определим, каким размером написано стихотворение?
    - Обозначим ударные слоги и безударные слоги. Составим схему их расположения в строках. Итак, стихотворение написано четырёхстопным ямбом (первый безударный, второй ударный слог).
    - А теперь посмотрите на акварель Лермонтова «Парус» и сравните со стихотворением. Что роднит их?
        «Парус» восхищает своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. Оно невелико – всего три четверостишия. В нем, прежде всего – образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус – это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе – стихи о самом себе. Наиболее точные эпитеты – «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта. В заключение урока звучит песня Погудина на стихи Лермонтова. Домашнее задание: выучить наизусть «Парус».
    Категория: Мои статьи | Добавил: паук (24.02.2010)
    Просмотров: 5434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: