Пятница
03.05.2024
15:36
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Икшурминская СОШ имени Байкиева К.С.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Урок изучение нового материала по биологии « Обмен веществ и энергии в клетке» в 8-м классе.
                                     
    Задачи:
    Образовательные: формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене. Развивающие: развитие известных учащимся понятий о роли органов кровообращения, дыхания, выделения, в обмене веществ, поддержании постоянства внутренней среды организма; о связи организма со средой, умение работать с книгой, таблицами, со словарем. Воспитательные: на конкретных примерах вести разъяснительноую работу о вреде переедания, о вреде алкоголя и наркотических веществ на организм подростка. Оборудование: таблица « Строение клетки», рисунки из учебников, калориметр; таблицы, изготовленные учителем.
    Ход урока.
    1. Организационный момент.
    2. Работа над ошибками. Исправление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы на предыдущем уроке.
    3. Изучение нового материала. Актуализация знаний об обмене веществ из материалов уроков 6 класса.
    Сегодня мы рассмотрим обмен веществ, который протекает непосредственно в клетке. Он состоит из 2-х противоположных процессов: биосинтеза и распада.
     
                                      Обмен веществ в клетке
                                      (метаболизм)
    Пластический обмен                             Ассимиляция
    Энергетический обмен                          Диссимиляция
    Анаболизм                                           Биосинтез
    Катаболизм                                         Распад 
    А теперь рассмотрим эти процессы поэтапно. Запишите в тетрадях.
    Пластический обмен. Вещества, необходимые для данного этапа поступают в клетку вместе с кровью и образуются в процессе пищеварения. Итак, давайте вспомним процесс пищеварения.
    Актуализация знаний по пройденной теме:
    -Что такое пищеварение?
     -Где расщепляются углеводы и до чего?
    -Где расщепляются белки и до чего?
    -Где расщепляются жиры и до чего?
    Итак, высокомолекулярные соединения превратились в низкомолекулярные для того, чтобы кровь могла доставить их в клетку. В клетке же из этих низкомолекулярных соединений происходит повторный синтез высокомолекулярных соединений.
    Строительным материалом является клетка. Вещества, образовавшиеся в процессе пластического обмена, в первую очередь идут на построение новых клеток. За счет чего мы растем и восстанавливаем клетки, которые погибают в процессе жизнедеятельности. Но для жизнедеятельности организма необходима и энергия. Эту энергию мы получаем в процессе энергетического обмена. В процессе данного этапа часть высокомолекулярных соединений расщепляется. Этот процесс протекает сам поэтапно. Сначала они вновь расщепляются до тех же соединений, которые образуются в процессе пищеварения, давайте вспомним и запишем, (вопросы и ответы)
    Углеводы – глюкоза
    Белки – аминокислоты
    Жиры – глицерин и 3 молекулы жирных кислот
    Далее они расщепляются до конечных продуктов, с образованием воды, углекислого газа и выделением энергии:
    Глюкоза – СO2 , H 2O +энергия
    Аминокислоты – СO2 , H 2O +энергия + соединения азота, его соли Глицерин+3 молекулы жирных кислот – СO2 , H 2O +энергия.
     В организме человека постоянно идут сложные процессы превращения энергии. В результате одних организм пополняется энергией, в результате других теряет ее. Например, при распаде органических соединений энергия (химическая) освобождается и превращается в электрическую и механическую. Электроэнергия обеспечивает передачу нервных импульсов по нервным волокнам, а механическая – сокращение мышц. В конечном итоге вся энергия переходит в тепловую. Тепло поддерживает температуру тела, избыток удаляется в окружающую среду. Таким образом, организм подчиняется закону сохранения энергии.
    -При изучении какого предметы вы познакомились с этим законом?
    - Кто из вас помнит этот закон?
    - Как он формулируется?
    Учитывая то, что в конечном итоге энергия превращается в тепловую, ученым экспериментальным путем удалось определить количество энергии, расходуемой организмом человека. Для этого испытуемого помещают в специальную камеру с двойными стеклами из теплоизоляционного материала, устроенного по принципу калориметра (актуализация знаний по физике, принцип устройства калориметра).
    Чтобы человек в камере мог нормально дышать, в нее подают воздух, а углекислый газ улавливают специальными поглотителями. В верхней части камеры находится система извитых труб, через которые протекает вода. Температура воды, поступающей в эту систему и вытекающая из нее, измеряется термометрами. Зная общее количество воды, прошедшей через трубы в течение суток, и разность температуры, поступившей и удалившийся из них воды, нетрудно определить суточный расход энергии. Известно, что у детей вашего возраста за сутки расходуется приблизительно 10500 кДж энергии. Молодой организм растет, клетки его размножаются. Для образования новых клеток необходимы питательные вещества. Ученик, расходующий примерно 10500 кДж в сутки, должен получать с пищей 12200 – 12500 кДж. энергии.
    Учитывая те знания, которые вы получили при изучении темы: " Гигиена питания”, можно вычислить какое количество энергии вы получаете в течение дня, а далее уметь эту энергию правильно расходовать. Нормы приема пищи:
    Завтрак – 25%
    Обед -50%
    Полдник -15%
     Ужин -10%
    А теперь применим ваши знания по математике и химии, составим пропорции. Если принять общее количество затраченной энергии за 100%, то сколько энергии вы получаете за завтраком.
     Но для определения норм питания недостаточно знать суточный расход энергии. Ведь эта цифра лишь показывает, сколько кДж в сутки должен человек получать с пищей. При составлении пищевого рациона учитывают, что организм нуждается в питательных веществах всех трех групп. Особенно важно, чтобы в пище было достаточное количество белков, ведь они являются основным источником, из которого образуется вещество клеток. Жиры содержат наибольшие запасы энергии и необходимы для построения клеток, поэтому их присутствие тоже необходимо. Углеводы – это основной энергетический материал организма. Узнав, сколько энергии вы получаете в течение суток, и зная, сколько энергии вы должны израсходовать, можно для себя вычислить, какая сторона обмена у вас должна преобладать. Если вы будете использовать пищу только лишь для построения клеток, то вас ожидает ожирение, а если будете вести активный образ жизни: заниматься спортом, следить за гигиеной, нормой питания, то вы будете здоровыми и долгоңителями. Профессор Мясников А. П. произвел учет изменений, происходящих за сутки в организме человека массой 70 кг. Перечень этих изменений:
    - расщепляется: белков-120г.; жиров-70г.; углеводов-450г.
    - выделяется: энергии-12,6 Дж.
    - поглощается: кислорода-460 л.
    - выделяется: углекислого газа-430 л.
    - гибнет и заменяется: - эритроцитов-450 млрд.; лейкоцитов-22до30 млрд.; тромбоцитов- 270 до 430 млрд.
    - гибнет и восстанавливается : клетки желудка и кишечника-50%; костных клеток скелета – 1/75; покровных клеток- 1/20.
    - а также:
    - сердце проталкивает от 10 до 70 000 л. крови;
    - предсердие и желудочки 86 400 раз; 
    - из желудка и кишечника всасывается 7-9 л. жидкости;
    - совершается 23040 раз вдох и выдох;
    - образуется и выводится из организма 1,5 л. мочи;
    - образуется 20 г. кожного сала;
    - испаряется через легкие 0,4 л. воды, а с потом выводится 0.5 л.
    За 70 лет жизни человек употребляет:
    Воды- 50 т.
    Белков- 2,5 т.
    Жиров- 2 т.
    Углеводов- 10 т.
    Поваренной соли- 0,2-0,3 т.
    Обмен веществ зависит из многих условий и факторов: это правильное питание, занятие спортом, правильное распределение умственного и физического труда; от вредных для организма веществ: алкоголя, никотина, содержания в пище минеральных солей и витаминов. Об этом мы будем говорить на следующих уроках. Теперь же давайте закрепим наши знания:
    -Что такое обмен веществ?
    -Какой обмен называется пластическим?
    -Какие процессы здесь протекают?
    -Что такое энергетический обмен?
    -Какие вещества при этом образуются, и как они будут удаляться из организма? Какие системы будут участвовать при этом?
    Домашнее задание: изучить параграф учебника, закончить задания в тетради.
    Категория: Мои статьи | Добавил: паук (24.02.2010)
    Просмотров: 14528 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/6
    Всего комментариев: 1
    1 Александр  
    0
    Тут вобще непонятно все написано. Вот здесь все простым и понятным языком:
    -------
    www.Factolog.Info
    -------
    Просто введите в поиске, что вам нужно.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: