Четверг
13.12.2018
23:13
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Икшурминская СОШ имени Байкиева К.С.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Исследовательская работа на тему «Альбомы салонов пушкинской поры и их отголоски в наши дни»
    (выполнила ученица 10 класса Нургалиева Миляуша . Научный руководитель: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Миннебаева Г.С.)
    План.
    I. Введение.
    II. Альбомы салонов пушкинской поры и их отголоски в наши дни:
              1. Салоны в жизни русского общества пушкинской поры. 
              2. Лучшие московские и петербургские салоны.
              3. Салонные альбомы.
    III. Заключение.
    IV. Использованная литература.
     
    Введение.
    Культура - это построение многоярусное. И если её высшее проявление – искусство, то « культура быта» - её фундамент. 
         Особенности быта любого общества интересны и познавательны, особенно если они отдалены от нас почти двумя столетиями. Они требуют расшифровки.
         В каком порядке гости усаживались за стол во время званого обеда? Когда на дверце кареты изображали два герба и что это значило? Что такое бал и чем он похож на парад?
          Всё это мелочи быта, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого…Это наша история и история нашей культуры, поэтому быт наших предков нам интересен, в нём нет мелочей.
          Проблемами быта как явления культуры занимались Ю. Тынянов, В. Виноградов, В. Жирмунский, Ю.Лотман.
          Литературный быт пушкинской поры XIX века отразился в художественных произведениях, письмах, мемуарах Пушкина и его современников.
             Салоны в жизни русского общества пушкинской поры.
        В 20-30 годах XIX века в Петербурге и Москве наряду с литературными обществами и кружками существовала и другая их форма – салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением или развлечением. Салон – это политический или литературно –художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-нибудь частного лица. ( Словарь Ожегова)
      « В нарядном салоне было человек 30. Иные говорили между собой вполголоса, другие прислушивались, некоторые прохаживались…
       Громких голосов и споров не было, так же, как и сигарок. Недалеко от дверей сидела хозяйка…в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шепталось между собой несколько милых девушек; возле бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого, грациозная женщина, утопая в бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися возле неё: они о чём-то говорили». Так описывает салон Каролина Павлова, известная поэтесса, которая сама была хозяйкой знаменитого московского салона на Сретенском бульваре. По четвергам в нём собиралась разнообразная публика. Здесь Герцен встречался с Шевырёвым, Аксаков – с Чаадаевым. Здесь спорили об исторических путях России, читали стихи и обсуждали статьи. Поэтический талант Каролины Павловой, её живой образованный разговор делал салон её приятным и привлекательным для литераторов.
       В объявленный день без официального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.
       Лучшие московские и петербургские салоны того времени.
      Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим характером. Если к княгине Волконской приходили наслаждаться музыкой и поэзией, у Дельвига собиралось общество друзей-литераторов, а в петербургских салонах Елизаветы Хитрово и графини Фикельмон собирался великосветский салон. Вся животрепе-щущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих двух родственных салонах. В них можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драмой одного из любимцев той литературной эпохи.
      Совершенно другими были вечера у литератора В.Соллогуба. Кроме людей искусства здесь было много людей сановных, которые вблизи могли посмотреть на русских литераторов. В салон Соллогуба имели доступ только четыре женщины, и то при условии, что на них будут самые скромные туалеты. Это графиня Растопчина, графини Дашкова, Мусина-Пушкина и Демидова. 
       В салоне Карамзиных с самого начала говорили только на русском языке. После смерти писателя хозяйкой салона становится его дочь Софья Николаевна. Этот салон в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.
      В салонах всегда была атмосфера доверенности. Особое место в Петербурге пушкинской поры занимал салон Софьи Дмитриевны Пономарёвой. Обаятельная, умная женщина, она сама создавала общество своего салона. Знала языки, неплохо переводила, писала. В неё были влюблены и Дельвиг, и Баратынский, и Кюхельбекер. В её салоне не было и намёка на роскошь, претензий на моду; здесь всякому было весело, свободно и легко. О салоне Пономарёвой говорит и дошедший до нашего времени альбом, который заполняли посетители её салона.
                                 Салонные альбомы.
      Альбомы в пушкинскую эпоху распространяли вкус к чтению и письму, приохотили к литературе. В альбомы писали и Пушкин, и Баратынский, и Батюшков. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей салона с просьбой написать ей стихи. Получивший « задание» читал другие записи и реагировал на них. Получался разговор. Альбомная лирика – это различные мадригалы, каламбуры, эпиграммы. Альбом давал простор для своеобразной альбомной игры. Здесь, помимо стихов, можно было встретиться с наставлениями и поучениями. Например, в альбоме Пономарёвой есть следующие « Учительские наставления» Н.И.Греча: « За столом сиди прямо, с соседями не дерись и не ешь ничего без хлеба. Ходя по улицам, не заглядывайся на окна. Над старыми людьми и учителями своими не насмехайся».
      Альбомы того времени и сейчас служат драгоценным источником поэтических текстов – многие из них так и не попали в печать при жизни автора, другие автор несколько раз применял к разным адресатам. Проходило время – менялись отношения между людьми. В альбомах появлялись приписки к имеющимся записям. Так А.С.Пушкин в альбом А.А.Олениной под стихотворением « Я вас любил» в 1833 году приписывает: « Плюсквамперфе - давно прошедшее».
      Альбом заполнялся долго, передавался от матери к дочери. Около записей появлялись могильные кресты – знак, что автора записи уже нет на свете. Альбом не только сопровождал человека по жизни – он обозначал его отношения со смертью. Боялись писать на первом листе – существовало поверье, что тот, кто заполнит начало альбома, - умрёт. Первая запись часто появлялась на последнем листе, потом – в середине. В альбомах были не только записи, но и рисунки, активно дополняющие слова. Так к стихотворению
             Давно б душа моя увяла
             И охладела в сердце кровь,
             Когда б меня не подкрепляли…
    вместо последней строки был рисунок: якорь, крест и пылающее сердце. Смысл ясен: якорь - это надежда, крест – вера, пылающее сердце – знак любви.
       В альбомах завязывалась беседа. Один пишет: « О слабостях людей молчи, о добродетелях кричи», а другой отвечает: « Добро-детель и без крику себя выкажет». В ответ на неудачный стихотворный комплимент:
              Говорят, что глаза бывают зеркалом души.
              Так мудрые и милые твои так хороши, -
    тут же явилась отповедь:
            Видал я много глаз таких,
            Что в них души совсем не мало:
            А поищите сердца в них, -
            Так сердца будто не бывало.
    Это уже отражение салонной культуры – в альбоме как бы застыла беседа, которая только что прозвучала в гостиной.
     
                              Заключение.
       « Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к литературе. И это ясно!..Женщины, эти лёгкие, непостоянные, ветреные, но всегда милые для нас создания – женщины делают всё, что хотят с нами, их усердными поклонниками… Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. – Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее; выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору».
        Это строки из статьи « Об альбомах», опубликованной в 1820 году в журнале « Благонамеренный». Видимо, эта тема уже занимала современников Пушкина. В 1846 году в письме к Вульфу поэт Языков жаловался: « Альбом, в котором заключаются стихи Пушкина, - есть драгоценность, и он же должен быть сохранён, как памятник того золотого времени, когда у девиц были альбомы».
       Удивительно то, что форма альбома прошла через столетие и достигла нашего времени. Нынешнее поколение, увлечённое компьютерами и плейерами, продолжает ими интересоваться. Очень хорошо, что форма салонного альбома XIX века дошла до нашего времени хотя бы в такой, несколько видоизменённой, даже опошлённой форме..
                 Не прошла на альбомы те мода,
                 Хоть продвинулись мы на сто лет.
                 Душу девочки в них изливают год от года,
                 Не таясь, не скрывая надежд.
                 Было время тогда золотое,
                 Время бурных страстей и интриг.
                 Отголоски салонных альбомов,
                 Вас я вижу и слышу в сей миг.
                 Жить учась по салонным альбомам,
                 Их читая друзьям на пути,
                 Я хочу хоть по этим шаблонам
                 Научиться их души спасти.
        Мне кажется, что подробнее изучив альбомы того времени, пропагандируя их среди учащихся, можно было бы приохотить моих сверстников к правильному письму, творчеству.
    Использованная литература.
    1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
    2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.
    3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4.
    4. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2.
    5. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979. ( К работе имеется презентация)
     
    Категория: Мои статьи | Добавил: паук (24.02.2010)
    Просмотров: 4589 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 3
    3 Teandachess  
    На днях мне потребовалась юридическая услуга и я слёзно искал какой-нибудь юридический центр! Через какое-то время наткнулся на http://www.consalt-centr.ru/sost_iskov.html - Оказываем помощь в составлении исков жалоб и заявлений в правоохранительные органы
    . просмотрел их личный сайт и рискнул заказать предлагаемую юридическую услугу. После чего юридическая консультация дала о себе узнать и я решил все свои проблемы личностного характера. Рекомендую наверное самый лучший юридический центр в Москве.

    2 Zeltamutleped  
    Наткнулся на url: http://srub-dizain.ru/price - профилированный брус камерной сушки цены
    и я стал звонить этой организации! Мне в то время нужен был брус. В общем пройдя туда и повёз туда деньги! Там реально всё круто сделано и профилированный брус от производителя не трудно выбрать. Всему этому сопутствовала удобнейшая навигация ресурса, которую не мог не обнаружить. Очень круто конечно то, что это завод изготовитель – но сайт тяжёлый на восприятие.

    1 intenaify  
    Обнаружил стрёмное предложение и офигел! Теперь предлагаю его к Вашему рассмотрению: сдам 6-ти комн квартиру в жилом помплексе http://rentrealtycrimea.com - Симферополе
    Одесса. неподалёку: клуб Рай, пляж из ольки, детская площадка и Корона. Жилье с евроремонтом, Белой кожаной мебелью и Харьковской электротехникой.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: