(выполнила ученица 10 класса Нургалиева Миляуша . Научный руководитель: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Миннебаева Г.С.)
План.
I. Введение.
II. Альбомы салонов пушкинской поры и их отголоски в наши дни:
1. Салоны в жизни русского общества пушкинской поры.
2. Лучшие московские и петербургские салоны.
3. Салонные альбомы.
III. Заключение.
IV. Использованная литература.
Введение.
Культура - это построение многоярусное. И если её высшее проявление – искусство, то « культура быта» - её фундамент.
Особенности быта любого общества интересны и познавательны, особенно если они отдалены от нас почти двумя столетиями. Они требуют расшифровки.
В каком порядке гости усаживались за стол во время званого обеда? Когда на дверце кареты изображали два герба и что это значило? Что такое бал и чем он похож на парад?
Всё это мелочи быта, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого…Это наша история и история нашей культуры, поэтому быт наших предков нам интересен, в нём нет мелочей.
Проблемами быта как явления культуры занимались Ю. Тынянов, В. Виноградов, В. Жирмунский, Ю.Лотман.
Литературный быт пушкинской поры XIX века отразился в художественных произведениях, письмах, мемуарах Пушкина и его современников.
Салоны в жизни русского общества пушкинской поры.
В 20-30 годах XIX века в Петербурге и Москве наряду с литературными обществами и кружками существовала и другая их форма – салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением или развлечением. Салон – это политический или литературно –художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-нибудь частного лица. ( Словарь Ожегова)
« В нарядном салоне было человек 30. Иные говорили между собой вполголоса, другие прислушивались, некоторые прохаживались…
Громких голосов и споров не было, так же, как и сигарок. Недалеко от дверей сидела хозяйка…в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шепталось между собой несколько милых девушек; возле бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого, грациозная женщина, утопая в бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися возле неё: они о чём-то говорили». Так описывает салон Каролина Павлова, известная поэтесса, которая сама была хозяйкой знаменитого московского салона на Сретенском бульваре. По четвергам в нём собиралась разнообразная публика. Здесь Герцен встречался с Шевырёвым, Аксаков – с Чаадаевым. Здесь спорили об исторических путях России, читали стихи и обсуждали статьи. Поэтический талант Каролины Павловой, её живой образованный разговор делал салон её приятным и привлекательным для литераторов.
В объявленный день без официального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.
Лучшие московские и петербургские салоны того времени.
Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим характером. Если к княгине Волконской приходили наслаждаться музыкой и поэзией, у Дельвига собиралось общество друзей-литераторов, а в петербургских салонах Елизаветы Хитрово и графини Фикельмон собирался великосветский салон. Вся животрепе-щущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих двух родственных салонах. В них можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драмой одного из любимцев той литературной эпохи.
Совершенно другими были вечера у литератора В.Соллогуба. Кроме людей искусства здесь было много людей сановных, которые вблизи могли посмотреть на русских литераторов. В салон Соллогуба имели доступ только четыре женщины, и то при условии, что на них будут самые скромные туалеты. Это графиня Растопчина, графини Дашкова, Мусина-Пушкина и Демидова.
В салоне Карамзиных с самого начала говорили только на русском языке. После смерти писателя хозяйкой салона становится его дочь Софья Николаевна. Этот салон в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.
В салонах всегда была атмосфера доверенности. Особое место в Петербурге пушкинской поры занимал салон Софьи Дмитриевны Пономарёвой. Обаятельная, умная женщина, она сама создавала общество своего салона. Знала языки, неплохо переводила, писала. В неё были влюблены и Дельвиг, и Баратынский, и Кюхельбекер. В её салоне не было и намёка на роскошь, претензий на моду; здесь всякому было весело, свободно и легко. О салоне Пономарёвой говорит и дошедший до нашего времени альбом, который заполняли посетители её салона.
Салонные альбомы.
Альбомы в пушкинскую эпоху распространяли вкус к чтению и письму, приохотили к литературе. В альбомы писали и Пушкин, и Баратынский, и Батюшков. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей салона с просьбой написать ей стихи. Получивший « задание» читал другие записи и реагировал на них. Получался разговор. Альбомная лирика – это различные мадригалы, каламбуры, эпиграммы. Альбом давал простор для своеобразной альбомной игры. Здесь, помимо стихов, можно было встретиться с наставлениями и поучениями. Например, в альбоме Пономарёвой есть следующие « Учительские наставления» Н.И.Греча: « За столом сиди прямо, с соседями не дерись и не ешь ничего без хлеба. Ходя по улицам, не заглядывайся на окна. Над старыми людьми и учителями своими не насмехайся».
Альбомы того времени и сейчас служат драгоценным источником поэтических текстов – многие из них так и не попали в печать при жизни автора, другие автор несколько раз применял к разным адресатам. Проходило время – менялись отношения между людьми. В альбомах появлялись приписки к имеющимся записям. Так А.С.Пушкин в альбом А.А.Олениной под стихотворением « Я вас любил» в 1833 году приписывает: « Плюсквамперфе - давно прошедшее».
Альбом заполнялся долго, передавался от матери к дочери. Около записей появлялись могильные кресты – знак, что автора записи уже нет на свете. Альбом не только сопровождал человека по жизни – он обозначал его отношения со смертью. Боялись писать на первом листе – существовало поверье, что тот, кто заполнит начало альбома, - умрёт. Первая запись часто появлялась на последнем листе, потом – в середине. В альбомах были не только записи, но и рисунки, активно дополняющие слова. Так к стихотворению
Давно б душа моя увяла
И охладела в сердце кровь,
Когда б меня не подкрепляли…
вместо последней строки был рисунок: якорь, крест и пылающее сердце. Смысл ясен: якорь - это надежда, крест – вера, пылающее сердце – знак любви.
В альбомах завязывалась беседа. Один пишет: « О слабостях людей молчи, о добродетелях кричи», а другой отвечает: « Добро-детель и без крику себя выкажет». В ответ на неудачный стихотворный комплимент:
Говорят, что глаза бывают зеркалом души.
Так мудрые и милые твои так хороши, -
тут же явилась отповедь:
Видал я много глаз таких,
Что в них души совсем не мало:
А поищите сердца в них, -
Так сердца будто не бывало.
Это уже отражение салонной культуры – в альбоме как бы застыла беседа, которая только что прозвучала в гостиной.
Заключение.
« Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к литературе. И это ясно!..Женщины, эти лёгкие, непостоянные, ветреные, но всегда милые для нас создания – женщины делают всё, что хотят с нами, их усердными поклонниками… Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. – Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее; выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору».
Это строки из статьи « Об альбомах», опубликованной в 1820 году в журнале « Благонамеренный». Видимо, эта тема уже занимала современников Пушкина. В 1846 году в письме к Вульфу поэт Языков жаловался: « Альбом, в котором заключаются стихи Пушкина, - есть драгоценность, и он же должен быть сохранён, как памятник того золотого времени, когда у девиц были альбомы».
Удивительно то, что форма альбома прошла через столетие и достигла нашего времени. Нынешнее поколение, увлечённое компьютерами и плейерами, продолжает ими интересоваться. Очень хорошо, что форма салонного альбома XIX века дошла до нашего времени хотя бы в такой, несколько видоизменённой, даже опошлённой форме..
Не прошла на альбомы те мода,
Хоть продвинулись мы на сто лет.
Душу девочки в них изливают год от года,
Не таясь, не скрывая надежд.
Было время тогда золотое,
Время бурных страстей и интриг.
Отголоски салонных альбомов,
Вас я вижу и слышу в сей миг.
Жить учась по салонным альбомам,
Их читая друзьям на пути,
Я хочу хоть по этим шаблонам
Научиться их души спасти.
Мне кажется, что подробнее изучив альбомы того времени, пропагандируя их среди учащихся, можно было бы приохотить моих сверстников к правильному письму, творчеству.
Использованная литература.
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.
3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4.
4. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2.
5. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979. ( К работе имеется презентация)
|